Методика
проведения контроля (надзора) за оборотом пиротехнических изделий
В период повышения угрозы возникновения техногенных пожаров, связанных со стихийным увеличением количества торговых мест по реализации пиротехнической продукции, территориальными отделами (отделениями) надзорной деятельности и профилактической работы УНД и ПР Главного управления (далее – Территориальные отделы) в ежедневном режиме собирается информация о местах реализации пиротехники на закрепленной территории в целях полного охвата торговых мест контрольными (надзорными) мероприятиями.
Соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» является самостоятельным предметом федерального государственного пожарного надзора, проводимого по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров) в виде выборочного контроля, документарной проверки и выездных обследований.
Контрольные (надзорные) мероприятия в виде выборочного контроля и внеплановой документарной проверки проводятся по общим основаниям, предусмотренным ст. 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248), в частности:
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, в целях осуществления в полной мере предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, Территориальные отделы обеспечивают в рамках сезонной профилактической операции «Новый год» проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в виде выездных обследований мест хранения и реализации пиротехнической продукции.
В случае наличия законных оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в виде выборочного контроля или внеплановой документарной проверки в отношении конкретных контролируемых лиц, либо проведения проверки органом прокуратуры с привлечением должностных лиц Территориального отдела, выездное обследование не проводится.
Следует учитывать, что требования п.п. «б» п. 103 и раздела XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения» Правил противопожарного режима в Российской Федерации распространяются на пиротехнические изделия и связанные с ними процессы хранения и реализации, и не касается самих объектов защиты, на которых размещены торговые места по реализации пиротехники.
Таким образом, реализация (продажа) пиротехнических изделий с нарушением указанных положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, применительно к пиротехническим изделиям, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ и характеризуется как «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям».
Обращается внимание на существенные изменения в действующих нормах, а именно в соответствии с п.п. «а» п. 447 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на остановках общественного транспорта реализация (продажа) пиротехнических изделий запрещается. В этой связи сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» — остановочный пункт это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах установлены ГОСТР 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТР 52766-2007 к элементам остановочного пункта относятся: остановочная площадка; посадочная площадка; автопавильон или навес по 5.3.3.10 ГОСТР 52766-2007.
При этом в соответствии с п. 5.3.3.7 ГОСТР 52766-2007 Длину остановочной площадки принимают в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из расчета 20м на один автобус или троллейбус, но не более 60м.
Согласно п. 5.3.3.8 ГОСТР 52766-2007 посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки.
Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м. В населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м.
В населённых пунктах, согласно пунктов 5-7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» — остановочные пункты которые отнесены к дорожной деятельности, находятся на балансе органа местного самоуправления (муниципалитет), на которого возложен муниципальный контроль. Соответственно, для решения вопросов, связанных с правообладателями торговых объектов и границами остановочных пунктов, соответствующие запросы направляются в адрес муниципалитетов.
К настоящей методике прилагаются образцы составляемых документов для изучения и применения в служебной деятельности, а также оценочный лист контроля за оборот пиротехнической продукции для самоконтроля инспекторского состава.
В ходе контроля (надзора) за соблюдением контролируемыми лицами требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» проверяется соблюдение следующих требований:
Требования технического регламента к продукции |
Требования технического регламента к связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации |
|
· выборочный контроль · документарная проверка |
· выборочный контроль · выездное обследование |
|
Проверяется: |
||
соответствие маркировки пиротехнических изделий; достоверность документов о подтверждении соответствия пиротехнических изделий требованиям технического регламента; целостность упаковки пиротехнических изделий сроки годности пиротехнических изделий |
соблюдение требований безопасности в процессе реализации и хранения пиротехнических изделий |
|
Меры, принимаемые по фактам выявления нарушений обязательных требований. Выдача предписаний: |
||
Предписание в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) |
Предписание об устранении выявленных нарушений |
|
Привлечение контролируемых лиц к административной ответственности |
||
ст. 14.43 КоАП РФ |
ст. 14.43 КоАП РФ |
|
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентовили подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям |
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентовили подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям |
|
ст. 14.44 КоАП РФ Недостоверное декларирование соответствия продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств. |
||
ст. 14.45 КоАП РФ |
||
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии |
||
ст. 14.46 КоАП РФ |
||
Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено |
контроля за оборотом пиротехнических изделий
Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований проводится посредством контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: |
Мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом |
|
Виды контрольных (надзорных) мероприятий |
||
выборочный контроль |
выездное обследование |
|
при наличие оснований предусмотренных ст. 57 |
проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц |
|
документарная проверка при наличие оснований предусмотренных ст. 57 ФЗ № 248 проводится без согласования с органами прокуратуры |
||
Контрольные (надзорные) действия |
||
Выборочный контроль |
Выездное обследование |
|
а) осмотр; б) получение письменных объяснений; в) истребование документов; г) отбор проб (образцов); д) инструментальное обследование; е) испытание; ж) экспертиза. |
а) осмотр; б) отбор проб (образцов); в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи); г) испытание, д) экспертиза; е) межведомственный запрос; ж) мониторинг государственных и муниципальных информационных систем; з) мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» |
|
документарная проверка |
||
а) получение письменных объяснений; б) истребование документов. |
||
Меры, принимаемые по фактам выявления нарушений обязательных требований |
||
Предписания: · предписание в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов · предписание об устранении выявленных нарушений Протокол об административном правонарушении: · ст. 14.43 КоАП РФ · ст. 14.44 КоАП РФ · ст. 14.45 КоАП РФ · ст. 14.46 КоАП РФ |
Должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия |