АДМИНИСТРАЦИЯ АРЕФИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
Вачского муниципального района Нижегородской области
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 15.08.2011г № 85
Об утверждении Кодекса служебной этики муниципальных служащих администрации Арефинского сельсовета при исполнении должностных обязанностей и во вне служебное время
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 07.03.2008г.
№ 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области",
1. Утвердить прилагаемый Кодекс служебной этики муниципальных служащих администрации Арефинского сельсовета при исполнении должностных обязанностей и во вне служебное время.
2. Специалисту 1 категории Лисневской О.П. заключить с муниципальными служащими администрации Арефинского сельсовета дополнительные соглашения к трудовым договорам с положением об ответственности за нарушение Кодека этики и служебного поведения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Глава администрации В.И.Товарнов
Приложение к постановлению главы администрации от 15.08.2011г. № 85
Кодекс служебной этики муниципальных служащих администрации Арефинского сельсовета при исполнении должностных обязанностей и во вне служебное время
1. Общие положения
1. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области", правилами поведения, установленными общепринятыми нормами морали и нравственности и представляет собой систему этических норм поведения муниципальных служащих администрации Арефинского сельсовета Вачского района Нижегородской области (далее - муниципальные служащие), основанную на морально-этических и нравственно-этических принципах поведения, которые должны соблюдаться муниципальными служащими независимо от замещаемой должности.
2. Гражданин, поступающий на муниципальную службу в орган местного самоуправления, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.3. Действие настоящего Кодекса распространяется на муниципальных служащих администрации Арефинского сельсовета.
2. Цели и задачи Кодекса
2.1. Целями настоящего Кодекса являются:
2.1.1. Соблюдение установленных законодательством ограничений и запретов на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам, исключение злоупотреблений на муниципальной службе;
2.1.2. Формирование должного уровня морали и нравственности в сфере муниципальной службы;
2.1.3. Повышение нравственной ответственности муниципальных служащих за свою профессиональную деятельность, сохранение ими профессиональной чести и достоинства;
2.1.4. Повышение доверия граждан к органам местного самоуправления;
2.1.5. Содействия муниципальным служащим в эффективном выполнении поставленных перед ними профессиональных задач, в решении вопросов, связанных с возникновением этических конфликтов, обусловленных спецификой профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
2.1.6. Поощрение достойного морального поведения муниципальных служащих.
2.2. Задачами настоящего Кодекса являются:
2.2.1. Утверждение единых этических норм, стандартов профессионального поведения муниципальных служащих;
2.2.2. Определение основ взаимоотношений муниципальных служащих в органах местного самоуправления сельсовета и с населением;
2.2.3. Повышение авторитета органов местного самоуправления Арефинского сельсовета и репутации муниципальных служащих;
2.2.4. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
2.2.5. Профилактика коррупции в органах местного самоуправления Арефинского сельсовета;
2.2.6. Установление и закрепление единообразного подхода к служебному поведению муниципальных служащих;
2.2.7. Повышение уровня внутриорганизационной культуры поведения.
3. Общие принципы служебного поведения муниципальных служащих
3.1. Муниципальные служащие в рамках реализации своих должностных (служебных) полномочий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
3.1.1. Исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления;
3.1.2. Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих;
3.1.3. Осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках установленной компетенции;
3.1.4. Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным, религиозным или социальным группам, организациям (объединениям);
3.1.5. При принятии решений быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
3.1.6. Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей.
3.1.7. Соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным и региональным законодательством для муниципальных служащих;
3.1.8. Соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою профессиональную (служебную) деятельность, решений политических партий, других общественных (религиозных) объединений и иных организаций;
3.1.9. Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
3.1.10. Не совершать поступки, порочащие честь и достоинство гражданина и муниципального служащего;
3.1.11. Проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
3.1.12. Проявлять уважение к обычаям и традициям народов России, жителям Арефинского сельсовета, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
3.1.13. Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальными служащими должностных (служебных) обязанностей;
3.1.14. Не допускать возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей;
3.1.15. Не использовать служебное положение для оказания влияния на кого-либо с целью извлечения личной выгоды;
3.1.16. Соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
3.1.17. Уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общественности о работе органов местного самоуправления, а также оказывать им в установленных законами и нормативными правовыми актами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации;
3.1.18. Обеспечивать надлежащее исполнение распоряжений, приказов, поручений непосредственного руководителя, вышестоящего руководителя, соответствующих законодательству и отданных в пределах их полномочий;
3.1.19. Экономно и эффективно использовать муниципальное имущество и средства организационно-технического, материального и иного обеспечения, пользование и распоряжение которыми входит в компетенцию муниципальных служащих.
4. Общие требования и правила этики поведения муниципального служащего
4.1. Нравственным долгом при выполнении профессиональных обязанностей муниципальными служащими является стремление к постоянному совершенствованию, росту профессиональных навыков и квалификации.
4.2. Муниципальный служащий должен использовать только законные и этичные способы продвижения по службе.
4.3. Муниципальные служащие не должны:
4.3.1. Влиять в своих личных интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе на других муниципальных служащих, пользуясь своим служебным положением (полномочиями);
4.3.2. Стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к их компетенции (полномочиям);
4.3.3. Задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, не распространять информацию, о которой им известно или в отношении которой имеются основания считать, что она является неточной или ложной.
5. Правила этики поведения муниципального служащего с представителями проверяемых организаций
5.1. Во взаимоотношениях с проверяемыми организациями муниципальные служащие не должны допускать нарушений прав и законных интересов проверяемых организаций.
5.2. Муниципальные служащие обязаны быть независимыми от проверяемых организаций и их должностных лиц. В случае установления родственных связей с должностными лицами проверяемой организации, муниципальные служащие обязаны уведомить об этом свое руководство.
5.3. Муниципальным служащим не следует вступать в какие-либо отношения с должностными лицами проверяемой организации, способные повлиять на объективность проверки, её результаты, а также которые могут их скомпрометировать или повлиять на их способность действовать независимо.
6. Правила этики поведения муниципального служащего с коллегами и подчиненными
6.1. Муниципальный служащий должен способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений.
6.2. Муниципальные служащие, наделенные большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должны с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
6.3. Муниципальные служащие, наделенные организационно - распорядительными полномочиями по отношению к своим коллегам, должны быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, примером доброжелательности и внимательности к окружающим, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
6.4. В своей деятельности муниципальные служащие не должны допускать дискриминацию коллег по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным, политическим и иным признакам и обязаны руководствоваться исключительно профессиональными критериями.
6.5. Муниципальным служащим следует избегать демонстрации религиозной и политической символики в том случае, если это может оскорбить чувства его коллег и (или) иных граждан.
7. Правила этики поведения муниципальных служащих с общественностью
7.1. Для информирования общественности о своей деятельности муниципальные служащие осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
7.2. Муниципальный служащий должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органа местного самоуправления, его руководителей, если это не входит в его служебные обязанности. В процессе общения с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами муниципальный служащий не должен:
- наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;- рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;- пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности;- использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.
8. Этические конфликты
8.1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.
8.2. Муниципальные служащие в ходе осуществления своей профессиональной служебной деятельности могут столкнуться с этическими конфликтами, вызванными:
8.2.1. Реальным или потенциальным столкновением интересов третьих лиц, направленных на то, чтобы муниципальные служащие действовали в противоречии со своими должностными обязанностями, путем воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и других форм, способных привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, либо авторитету органов местного самоуправления;
8.2.2. Неправомерным давлением со стороны руководства;
8.2.3. Отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на их профессиональную служебную деятельность.
8.3. Муниципальные служащие обязаны сделать все возможное, чтобы избежать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации и (или) авторитету органам местного самоуправления.
8.4. Муниципальные служащие не должны использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.
8.5. В случае если муниципальным служащим не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо:
8.5.1. Обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем;
8.5.2. Если непосредственный руководитель не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, муниципальным служащим следует, уведомив об этом своего непосредственного руководителя, обратиться к руководителю более высокого уровня.
9. Конфликт интересов и его предупреждение
9.1. Этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред статусу муниципальных служащих.
9.2. Личной корыстной заинтересованностью муниципальных служащих признается возможность получения любой формы выгоды для них или иных лиц, с которыми они связаны родственными, служебными и иными отношениями.
9.3. Обязанность муниципальных служащих уведомлять в письменной форме непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, требует от них самостоятельности в оценке условий и действий, которые потенциально могут повлиять на объективность их служебной деятельности.
9.4. Муниципальные служащие обязаны избегать конфликта интересов во внеслужебной деятельности. При этом внеслужебная деятельность муниципальных служащих, выполнение ими иной оплачиваемой работы, а также их поведение не должны вызывать сомнений в их порядочности и честности, негативно сказываться на деятельности или репутации органа местного самоуправления.
9.5. Если существует конфликт интересов или возможность возникновения конфликта интересов, муниципальные служащие должны уведомить представителя нанимателя до того, как он даст согласие на внеслужебную деятельность или иную оплачиваемую работу.
9.6. В процессе урегулирования конфликта интересов нормы служебной этики предписывают муниципальным служащим:- прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;
- отказаться от возможной выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;- принимать меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов.
10. Коррупционно - опасное поведение
10.1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для муниципальных служащих запретов и ограничений, признаются коррупционно - опасными.
10.2. Коррупционно - опасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов. Антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно - опасных ситуаций - является обязанностью муниципального служащего.
10.3. В ходе своей служебной деятельности муниципальные служащие не могут давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы.
10.4. Муниципальные служащие должны быть готовы объяснить источники своих крупных покупок и затрат. Этическое содержание обязанности муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, предусмотренные специальным перечнем - представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей - заключается в том, что личные доходы муниципальных служащих и членов их семей не могут составлять тайны. Вместе с тем, эта информация имеет статус конфиденциальной.
10.5. Муниципальные служащие обязаны осуждать коррупцию в любых ее проявлениях. Нравственным долгом, а в отдельных случаях прямой обязанностью, муниципальных служащих является уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, о фактах совершения другими муниципальными служащими коррупционных нарушений, непредставления сведений либо предоставления заведомо недостоверных или не полных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
11. Организация рабочего места
11.1. В рамках требований действующего законодательства муниципальные служащие имеют право:
11.1.1. На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
11.1.2. На исполнение действующих санитарных норм и правил при организации рабочего места;
11.1.3. На охрану труда в соответствии с действующим законодательством.
11.2. В целях поддержания порядка, деловой атмосферы в служебных помещениях муниципальные служащие обязаны содержать свое рабочее место в надлежащем состоянии, не допускать беспорядка в рабочей документации.
11.3. Документы, содержащие служебную информацию, персональные данные сотрудников органов местного самоуправления должны храниться в местах, недоступных для посторонних лиц.
12. Внешний вид муниципального служащего
12.1. Внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать укреплению доверия граждан к органам местного самоуправления, вызывать уважение и соответствовать деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность
12.2. При посещении официальных мероприятий внешний вид муниципального служащего должен соответствовать стилю проводимого мероприятия. Для повышения эффективности общения при проведении официальных мероприятий муниципальным служащим, участвующим в проведении мероприятий рекомендуется использовать визитные карточки - бейджи с указанием имени, фамилии, должности, наименования органа местного самоуправления.
13. Соблюдение муниципальными служащими настоящего Кодекса
13.1. Соблюдение муниципальными служащими норм и требований к служебному поведению обеспечивается систематическим анализом соответствия поведения, который осуществляется муниципальными служащими, непосредственным и вышестоящим руководителями служащих и комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
13.2. Непосредственный руководитель муниципального служащего обязан:
13.2.1. Осуществлять контроль и анализ соответствия служебного поведения подчиненных ему муниципальных служащих;
13.2.2. Принимать меры по профилактике и предупреждению нарушений правил служебного и делового поведения муниципальных служащих.
13.3. Соблюдение муниципальными служащими настоящего Кодекса учитывается при оценке их профессиональной служебной деятельности, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, при продвижении по службе на конкурсной основе, а также при поощрении муниципального служащего.
13.4. На муниципальных служащих не может быть наложено дисциплинарное взыскание за предоставление в связи с возможностью возникновения конфликта интересов необходимой информации о нарушениях норм этического и служебного поведения коллег по работе, критику руководства по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Кодексом.
___________________________________________